Конфликт – явление двух или несколько противоборствующих сторон, каждый из которых имеет личную точку зрения и преследует собственные интересы. Конфликты окружают нас везде: на работе, в семье и в других различных социальных структурах. В жизни современного общества человеку нужно задуматься о том, как не допускать конфликтных ситуаций, как научиться управлять ими, так как зачастую вреда от них больше, чем пользы. Неврозы и стрессы, как следствия конфликтов, наносят непоправимый вред здоровью, и поэтому, чтобы научиться избегать конфликтных ситуаций, необходимо знать следующее.
- Как предотвращать или не допускать конфликтов.
- Какие стили поведения выбирать в конфликтной ситуации.
- Как успешно завершить конфликт.
- Какие меры предпринять для профилактики конфликтов.
Итак, чтобы уметь предотвращать конфликты, важно научиться управлять ими, чтобы конфликт угасал, не успев разгореться, а также уметь завершать конфликт с максимальной выгодой для обеих сторон. Конфликт, по своей природе, имеет всегда начало и конец в своей логической последовательности. В процессе конфликта появляются следующие производные: выгода (если она имеется), затраченная энергия, ущерб (причиненный в ходе конфликта) и потери.
Таким образом, проведя анализ разницы между выгодой, затраченной энергией и ущербом, можно рационально решить задачу: стоит ли продолжить конфликт или же лучшее его прекратить.
- Немаловажным фактором является и то, какой тип поведения выбирают оппоненты для решения конфликта:
- Конфронтация (достижение личного интереса, не учитывая интереса оппонента);
- Уклонение (желание удалиться из конфликта и нежелание отстаивать свою точку зрения);
- Приспособление (улаживание ситуации с помощью уступок ради примирения);
- Сотрудничество (поиск взаимного рационального выхода из конфликта);
- Компромисс (взаимное разрешение конфликта и частичное удовлетворение интересов).
Зная о типах поведения в конфликте, человек сможет применить подходящую стратегию (кроме конфронтации) и, успешно выйти из конфликта.
Из всех методов преодоления борьбы в конфликте переговоры являются более эффективным способом. При переговорах стороны обоюдно идут на определенные уступки и пытаются достичь отчасти желаемого.
Чтобы конфликт успешным образом разрешился или был погашен, оппонентам необходимо обговорить вопросы, касающиеся данного спора, и чем лучше будет очерчен объект спора, тем большая вероятность того, что конфликт будет успешно решен.
Профилактика последующих конфликтов
Основными методами профилактики конфликтов являются:
- Устранение причины конфликтов. Проанализировать, что является причинно-следственной связью в появлении спорных ситуаций. Применяется индивидуальный подход.
- Развитие и укрепление сотрудничества. Совершенствование отношений.
- Выдвижение общих, гармоничных целей между сторонами. Анализ дальнейших действий путем конструктивного разговора.
- Баланс прав и ответственности. Назначение друг другом адекватных задач для исполнения.
Умение договориться, объяснить свои позиции, выслушать точку зрения противоположной стороны, соблюдая субординацию – важное правило в устранении дальнейших конфликтов и, соответственно, профилактика конфликтных ситуаций в будущем.