Развитие воображения

Развитие воображения

Воображение создает свои построения или образы из того материала, который хранится в подсознании. Чем больше образовалось в подсознании представлений, и чем они живее, тем скорее они послужат материалом для деятельности воображения и тем деятельность эта будет многостороннее.

Замечено, что воображение людей, обогащенных разнообразными картинами природы и явлениями человеческой жизни, при одинаковых других условиях, обширнее, чем воображение людей, не имевших возможности обогатиться такими картинами и явлениями. Многие художники от того так живо, ярко рисовали создаваемые ими образы, что обогатились из окружавшей их действительности массой живых и ярких впечатлений.

Обогащаясь представлениями и понятиями, путем непосредственного ознакомления с окружающими предметами и явлениями или путем изучения учебных предметов, человек запасается материалом для деятельности воображения.

Характер создаваемых воображением представлений зависит от характера материала, воспринятого из действительности. Если ребенок обогатил свой душу образами честности, трудолюбия, исполнения своего долга, служения ближним, самопожертвования, то из этого благородного материала воображение его будет создавать чистые, благородные образы; если же, наоборот, он видел лишь примеры своекорыстия, эгоизма, лжи и лени, и притом своевременно не получил отвращения от этих проявлений, то из этого материала воображение его будет создавать образы грубые, нечистые, что неминуемо вредно отразится на его личности. Человек в своей жизни руководится своими идеалами, а идеалы эти вырабатываются из тех впечатлений, которые он воспринимает преимущественно в период своего душевного развития.

Как развить воображение

Из сказанного видно, насколько необходимо удалять ребенка от всего того, что может служить вредным материалом для деятельности его воображения. На людях, окружающих ребенка, лежит нравственная обязанность быть осмотрительными, дабы своими словами или действиями не заложить в его душу таких представлений, которые могут оказаться вредными для его душевного образования.

Кроме обогащения ребенка материалом, из которого его воображение может делать свои построения, необходимо также развивать деятельность его активного воображения. К этому ведут следующие средства:

а) Игры и особенно общественные. Дети создают игры и тем развивают свое воображение.

б) Создание различных предметов из конструкторов.

в) Занятие рисованием и черчением. Рисуя что-нибудь или составляя чертеж, ребенок проявляет творческую деятельность своего воображения, что и ведет к его развитию.

г) Составление рассказа на основании представлений, воспринятых из действительности. Так, например, из всех представлений, воспринятых во время экскурсии, поездки или прогулки, ребенок выбирает и передает лишь те, которые относятся к предложенному ему вопросу.

д) Изучение учебных предметов, причем ребенку приходится создавать новые представления или образы.

е) Наконец, самым важным средством к развитию активного воображения служит составление таких письменных работ, исполнение которых немыслимо без деятельности воображения. Такой работой может быть составление характеристики определенной личности на основании черт, разбросанных в повести или рассказе.

При развитии воображения детей весьма важно наблюдать, какие представления они преимущественно создает и к созданию каких образов они наиболее склонны.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *